close button

Единого понимания, что такое стратегия развития предприятия, нет. Существуют тысячи работ по этой теме, в которых вопросы стратегии рассматриваются под разными призмами. В одной из своих книг автор (Г. Минцберг) даже привел анализ разных подходов. Мы, как практикующие консультанты, смотрим проще: считаем, что она должна быть максимально приземленной и доступной для реализации.

Стратегия развития предприятия должна отвечать на 4 вопроса:

Что мы делаем, и что есть наш продукт?

Ответ на этот вопрос не всегда очевиден. К примеру: в Киеве есть уютная кофейня «Каффа», что есть продуктом кофейни? Если ответ – кофе, то основным её конкурентом будет супермаркет, кстати, и кофе там дешевле. И основной акцент в продвижении будет ценовой. На самом деле кофейня продает уютную атмосферу, проведение досуга, т.е. услугу. Правильное понимание своего продукта позволяет выстраивать его правильное продвижение и оптимизировать процессы.  

Для Кого? Кто наш клиент? И, какую потребительскую ценность мы удовлетворяем?

Не зная ответ на это вопрос, все наши усилия по оптимизации бизнеса будут идти не туда. Мы улучшили что-то, потратили ресурс, а клиенту это не нужно, это не покупается. Примеров множество, особенно показательны компании с производственным подходом к ведению бизнеса. Когда продукт разрабатывается не от потребностей покупателя, а от имеющихся производственных мощностей. А когда уже произведено, начинают задумываться, кому и как это продать.

Чем мы лучше наших конкурентов?

Отвечать нужно честно, мы же для себя проводим анализ, а не для прессы.  Если ответа пока нет, то следует понять, чем мы хотим быть лучше. Формулируя ответ на этот вопрос, хорошо бы привлечь человека со стороны, который задаст каверзные вопросы, поможет избавиться от иллюзий.  Ответ на этот вопрос должен быть обязательно, потому что если мы сами не знаем, чем мы лучше, то, как об этом узнает клиент?

Чего мы не делаем?

Это важный вопрос, т.к. самый ценный ресурс менеджмента – время, обычно используется неэффективно. Большая его часть отводится на «спасение» отстающих бизнес направлений, тем самым лишая бизнес, приносящий основной доход, этого ценного ресурса. Избавившись от непрофильных активов, отнимающих энергию и время, или направлений, в которых вы не понимаете, чем лучше остальных 1000 игроков на этом рынке, компания в целом только выиграет.

Сформулировав ответы на эти четыре вопроса, можно приступать к постановке целей компании. Мы рекомендуем, чтобы эти цели были еще и амбициозными. Кого вдохновляют вялые цели?

Для того, чтобы поставленные цели достигались, нужен инструмент реализации. На наш взгляд, наиболее удобный и работающий инструмент – это сбалансированная система показателей. Она позволяет не только визуализировать стратегию предприятия, но и декомпозировать ее на организационную структуру, непосредственно до исполнителей.

Разработав карту, описываем процессы обратной связи, т.е. как и из каких систем, мы будем получать информацию о том, что двигаемся в правильном направлении, к намеченным целям. Скорее всего, вы столкнетесь с тем, что в вашей информационной системе будут в достаточном количестве финансовые показатели, но не будет информации о нефинансовых показателях, таких как: время выполнения заказа клиента, удовлетворенность клиента, скорость реакции на запрос клиента и т.д. Вам нужно будет проработать алгоритм сбора этих показателей и при необходимости доработать ИТ-систему.

О постановке амбициозных целей

Фрагмент мастер-класса "ИНТАЛЕВ" - "Как совершить прорыв в бизнесе?".

Разработка карты ССП

Доклад посвящен вопросу разработки стратегии на основе карты Системы сбалансированных показателей.

Что дальше:

Об успешном опыте компаний читайте в избранных примерах:

Узнайте, у экспертов «ИНТАЛЕВ» о разработке стратегии для вашей компании:

Отправить запрос
на услуги Запрос стоимости продуктов и услуг «ИНТАЛЕВ»

Смотрите также

Подпишитесь и получайте свежие новости и мероприятия