Украина: Киев РоссияКазахстан
UKR
Контакты
в регионах

Контакты в регионах

Свернуть
УкраинаКиев тел: +38 (044) 537-74-11 e-mail: sales@intalev.com.ua
РоссияМосква тел: +7 (495) 223-27-93 e-mail: info@intalev.ru
РоссияНовосибирск тел: +7 (383) 203-53-95 e-mail: info@intalev-siberia.ru
КазахстанАлма-Ата тел: +7 (727) 311-07-96 e-mail: info@intalev.kz

+38 (044) 537-74-11

sales@intalev.com.ua

Централизация управления денежными средствами

Автор(ы): Старинкий Б. Н.

Шаг 1. Из цикла «Как управлять деньгами в кризис. Какие решения защитят компанию от превышения бюджета»

В условиях войны нужен штаб, а в условиях кризиса – централизация управления денежными средствами. В кризис, в первую очередь, решаются вопросы выживания, а не развития, поэтому крайне важно создать централизованное казначейство и обеспечить его возможностью управлять консолидированным пулом ресурсов. Для этого необходим инструмент, который позволит прозрачно анализировать все имеющиеся в компании денежные потоки в разрезе бизнес-направлений и оперативно перераспределять средства от направлений, которые имеют поступления, на направления, которые срочно нуждаются в деньгах.  

? Управление денежными средствами


К примеру, в западных компаниях используется термин cash pooling. Это, когда все расчетные счета холдинга объединены в единый «виртуальный пул» ресурсов, и если компании А необходимо произвести оплату, а необходимой суммы на ее счету нет, расходы будут покрыты из средств компании В. Такую услугу предоставляют банки.

Поскольку в Украине подобной услуги нет, компании внутри одного холдинга вынуждены решать эту задачу с помощью централизованного казначейства. Это требует оперативного взаимодействия казначеев, бухгалтеров в разных компаниях одного холдинга. Соответственно, приоритетной задачей является создание единого информационного пространства управления денежными средствами, чтобы максимально снизить транзакционные издержки в данных операциях.

Создав подразделение Централизованного Казначейства, обязательно выделить (назначить) Главного казначея компании и определить его команду. Для небольшого бизнеса в роли главного казначея может выступить генеральный или финансовый директор. Для холдинга все отдельные казначеи должны быть подчинены Главному. Всегда нужно знать, какими денежными средствами вы располагаете на данный момент, и важно, чтобы в компании обязательно был ОДИН человек, который отвечает за баланс денежных средств.

Следующим этапом необходимо организовать единое информационное поле для управления платежами. Если раньше компании могли самостоятельно платить счета, то сейчас необходимо сосредоточить в центре согласование всех без исключения платежей.

? Управление денежными потоками. Платежный календарь: процесс внедрения и примеры

Например, единое казначейское пространство на базе «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент» может выглядеть следующим образом:

  • Создается база данных, представляющая объединенную конфигурацию 1С и «ИНТАЛЕВ». Если в компании уже используется 1С, то «ИНТАЛЕВ» надстраивается над ней, или создается отдельно расположенная казначейская база.

  • В «ИНТАЛЕВ» создаются формы ввода планов по движению денежных средств – так называемые Проформы. Если в компании планирование осуществляется в Excel, плановые данные могут быть загружены из Excel.

  • В этой же базе происходит инициация Заявок на выплату денежных средств. Все подразделения, инициирующие платежи, подключаются с помощью терминального доступа к серверу и вносят заявки. Таким образом, вместо бумажных заявок, либо заявок по почте инициатор подключается в казначейство и создает там электронную форму заявки. Если в холдинге в некоторых направлениях существуют базы, в которых уже формируются электронные заявки на выплату, эти данные могут быть переданы в базу центрального казначейства.

  • «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент» может обмениваться с любыми информационными базами, которые могут предоставить выгрузку в формате xml. Например, в проекте со страховой компанией «ПРОСТО» (см. отзыв по проекту) необходимо было забирать Распоряжения по страховым выплатам из специальной базы Insurance, предназначенной для ведения учета страховых полисов. Таким образом, все заявки собирались в одном месте, где автоматизированный процесс обеспечивал согласование электронных заявок и на их основании создавал платежные документы (платежки и кассовые ордера).

  • Все утвержденные платежи выгружаются в клиент-банк, а из банка приходит выписка о совершенной оплате. Эти данные загружаются обратно в учетную систему компании, формируя отчет по факту.

Таким образом, идея cash pooling реализуется за счет казначейства: все ресурсы прозрачно видны, руководство может оперативно принимать решения о переброски денег с одного направления на нужды другого, тем самым централизовано управляя платежеспособностью всего холдинга. Кроме того, с помощью программного обеспечения отчеты о движении денежных средств возможно формировать ежедневно, т.е. постоянно держать руку на пульсе состояния дел в компании и не допускать кассовых разрывов.

Комментарии

comments powered by Disqus