Украина: Киев
UKR
Контакты
в регионах

Контакты в регионах

Свернуть
УкраинаКиев тел: +38 (044) 537-74-11 e-mail: sales@intalev.com.ua

+38 (044) 537-74-11

sales@intalev.com.ua

Как разработать kpi показатели

Автор(ы): Б. Старинский
Борис Старинский, управляющий партнер группы компаний «ИНТАЛЕВ»

Перед тем как разработать показатели KPI для компании в целом и для сотрудников, давайте разберемся, как делать не нужно.

Борис Старинский,
управляющий партнер группы компаний «ИНТАЛЕВ»

Понятие KPI (Key Performance Indicators) ввел в менеджерскую лексику Питер Друкер. KPI — ключевые показатели эффективности (КПЭ). Система КПЭ позволяет контролировать деловую активность сотрудников и компании в целом в реальном времени, тем самым обеспечивая реализацию стратегии.

⇒ Ключевые показатели эффективности KPI

Ошибки при разработке kpi показателей 

Наиболее распространенная ошибка при разработке KPI – это функциональный подход. Т.е. KPI разрабатываются по подразделениям, исходя из их главной функции. Таким методом разработки пользуются 80% компаний, и этот метод глубоко ошибочен.

Рассмотрим на примере. Компания производит мягкую мебель. Основные подразделения: закупки, производство, продажи. Закупки замотивированы на снижение закупочной себестоимости. Производство – на процент загрузки производственных мощностей. Отдел продаж – на объем продаж (по отгрузке). У всех есть соответствующие KPI. Что получаем в итоге? Закупки закупают подешевле, сначала «отжимая» поставщиков, а затем, дойдя до определенного порога, начинают менять поставщиков на более дешевых, но менее качественных. Также, снижение цены достигается закупкой больших партий. И вот, наши доблестные закупщики получают бонус за выполнение KPI! Производство производит крупные партии, чтобы уменьшить переналадки и достичь нужного процента загрузки. На складе готовой продукции скапливаются одни виды продукции, и не хватает других. И нужно держать большие запасы для того, чтобы сгладить эти производственные волны. Продажи радостно отгружают и требуют от менеджмента все большую отсрочку платежа, поскольку это упрощает им жизнь и выполнение показателя. Все получили бонусы, но что происходит с компанией? Продукция некачественная, клиенты не довольны. Оборачиваемость запасов ужасна и по сырью, и по готовой продукции. Дебиторка выше разумных пределов. Прибыли нет, а бонусы платить надо! По Теории Ограничений имеем классическую локальную оптимизацию бизнеса, которая противоречит глобальной оптимизации и эффективности бизнеса в целом.
Для того, чтобы не наступать на такие KPI-грабли, нужно использовать определенные методики по разработке.

Методики разработки показателей и их связь с системой бюджетирования

Нужно помнить главное требование к методике — разработанные KPI должны фокусировать и направлять подразделения и сотрудников на достижение целей бизнеса.

Мы используем три методики разработки KPI, которые удовлетворяют данному требованию:

Все они исходят из целей бизнеса и при правильном применении дают хорошие результаты.

Обратим внимание читателя, что после их разработки показателей, обязательным шагом является изменение мотивации сотрудников, т.е. разработанные KPI должны быть привязаны к мотивации сотрудников, которые отвечают за данные показатели. Разработка KPI без изменения мотивации — сизифов труд.

А как же бюджетирование? Как система KPI связана с системой бюджетирования? Вариантов несколько:

  • Никак не связаны;
  • Слабо связаны;
  • Сильно связаны.

Если KPI и бюджетирование связаны слабо или не связаны никак — это технически неудобно. Нужно внедрять и поддерживать две информационные системы: в одной планировать KPI, в другой – бюджеты. Но это мелкая проблема по сравнению с более масштабной – методологической, когда системы противоречат друг другу. Например, у компании могут быть KPI и мотивация на усиление качества и развитие клиентоориентированности, и при этом же мотивация на экономию бюджета расходов. Вот и встает перед менеджерами ежедневная дилемма…

?Узнайте подробнее о ключевых показателях эффективности и системе контроллинга

Система KPI и бюжетирования должны быть тесно связаны, в идеале, это ОДНА система, хотя бы на методологическом уровне. Техническая архитектура при этом может выглядеть следующим образом:

 Система KPI и бюжетирования

Даже если каждый блок данной схемы — это отдельная база данных со своим программным обеспечением, но они хорошо интегрированы, не страшно, главное, чтобы данные вводились один раз, и с приемлемой для бизнеса скоростью обменивались.

В следующей части статьи рассмотрим конкретны примеры разработки показателей KPI связанных с системой бюджетирования. Приведем примеры для компаний разных сфер бизнеса.

Видео по теме: Как разработать показатели kpi используя карту ССП


Фрагмент мастер-класса. Борис Старинский, эксперт "ИНТАЛЕВ" о ключевых показателях эффективности, целевой воронке и ССП.

 

| ⇔ |

 



Смотрите также

Комментарии

comments powered by Disqus