Украина: Киев
UKR
Контакты
в регионах

Контакты в регионах

Свернуть
УкраинаКиев тел: +38 (044) 537-74-11 e-mail: sales@intalev.com.ua

+38 (044) 537-74-11

sales@intalev.com.ua

Бюджетирование ориентированное на результат

Автор(ы): Б. Старинский

Бюджетирование, KPI, что дальше?

Борис Старинский, управляющий партнер группы компаний «ИНТАЛЕВ»

Какие задачи решает бюджетирование, ориентированное на результат бизнеса? Стали ли компании, которые внедрили бюджетирование и KPI, более успешными? Принесло ли это им счастье? Как должна выглядеть современная система управления? Эти вопросы и обсудим в данной статье.

Борис Старинский,
управляющий партнер группы компаний «ИНТАЛЕВ»

«ИНТАЛЕВ» внедряет системы бюджетирования и управленческого учета уже 17 лет. За это время мы наблюдали и вносили свой вклад в эволюцию системы. В начале было слово, и это слово было… Excel :). Затем, по мере "физического" и интеллектуального роста компаний система становилась сложнее и сейчас способна решать более интересные для бизнеса задачи. По сути, мы повторяем путь развития капитализма в несколько ускоренном виде. И на этом пути закономерно появилась мода на KPI.

Определимся с понятиями

Будем исходить из предпосылки, что критерием "хорошести" системы есть успешность бизнеса. Т.е. если система помогает компании быть более успешной, то она хороша, если хотя бы не мешает, то… Да, бывают и такие системы.

Что есть успешность бизнеса? Первое, что вспоминается, — достигаются цели или нет? Речь здесь не идет о колебаниях в несколько процентов… Для стратегической Мегацели, достижение ее хотя бы на 90% может быть очень хорошо. Но если мы мечтали, например, стать лидером рынка, а по факту не вошли даже в десятку, то об успехе говорить не приходится. Так успешна ли компания, если она достигает поставленной цели? Нет! Вернее, да, но… Это необходимое, но не достаточное условие. Если компания стала лидером рынка путем демпинга и агрессивного кредитования, то скорее всего ее ждет банкротство при видимости успеха. Второй важный критерий успешности в долгосрочной перспективе — экономичность. В краткосрочном периоде, например, для стартапа или периода диверсификации, неэкономичность допускается. Но в долгосрочном — это обязательное условие.

Остановимся на этих двух критериях: компания достигает цели, и при этом она экономически эффективна. Для измерения данных критериев будем использовать понятия результативности и экономичности.

Результативность измеряется как процент достижения поставленной цели:

 Результативность

Экономичность отражает, какой ценой (затрат ресурсов) достигается цель. Достигнутая экономичность рассчитывается как:

Экономичность

Таким образом, мы имеем два измерения успеха, и на их основе получаем единое мерило эффективности.

Эффективность – это показатель способности системы (организации или человека) быть одновременно и результативной, и экономичной, т.е. достигать требуемого результата при экономном расходе ресурсов на его достижение.

Эффективность

Бюджетирование, ориентированное на результат обеспечивает достижение целей бизнеса при соблюдении выделенного бюджета.

Узнайте подробнее о бюджетировании, ориентированном на результат (БОР)

Рассмотрим компанию в матрице результативность/экономичность

Матрица Результативность - Экономичность
Рис. Матрица Результативность/Экономичность

Левый нижний квадрант — нерезультативные и неэкономичные. Пора сливать воду или что-то менять в консерватории.

Левый верхний квадрант — результативные, но неэкономичные, интересный феномен в украинской и постсоветской экономике. Во главе обычно стоят либо харизматичные лидеры, либо политики. Первые ведут компании вперед, не особо заботясь о тылах (системе управления), смена лидера или несколько ошибок подряд сбивают компанию с ног в нокдаун или нокаут… Политики же могут строить бизнес не на эффективности, а на доступе к административным и финансовым ресурсам. Этот тип компаний может долго и успешно развиваться, пока есть доступ к этим ресурсам. Но быстро рушатся, если доступ прекращается.

Правый нижний квадрант — нерезультативные, но экономичные. Яркий представитель — небольшой семейный бизнес, например, отель или ресторан. Роста нет или он незначительный, но если заняли хорошую нишу, то может быть вполне рентабельным. Другой вариант — лидер-администратор: все под контролем, бюрократия, процессы и должностные инструкции прописаны. Расход ресурсов часто ниже, чем минимально допустимая для развития бизнеса граница.

Правый верхний квадрант — результативные и экономичные, безусловно успешные компании! Для того, чтобы попасть в этот квадрант и постоянно в нем находиться, компании нужно выстроить систему управления результативностью и экономичностью.

Инструменты управления в бюджетировании ориентированном на результат

Самая распространенная система управления экономичностью — бюджетирование. Есть еще Кайдзен, но это скорее не система, а философия, заслуживающая отдельного разговора, и, кстати, совсем не исключающая бюджетирования. А с помощью чего управляем результативностью? Да, верно, через KPI.

Инструменты управления в Бюджетировании ориентированном на результат

Рис. Инструменты управления в Бюджетировании ориентированном на результат

 

 О том как разработать систему KPI увязанную с системой бюджетирования читайте в следующей статье:

Видео по теме: Бюджетирование, ориентированное на результат


Видео-фрагмент Форума «ИНТАЛЕВ», где Алексей Федосеев (генеральный директор группы компаний «ИНТАЛЕВ», один из авторов книги "Битва за эффективность") рассказывает о Бюджетировании, ориентированном на результат и концепции матрицы эффективности.

Смотрите также

Комментарии

comments powered by Disqus