Украина: Киев РоссияКазахстан
UKR
Контакты
в регионах

Контакты в регионах

Свернуть
УкраинаКиев тел: +38 (044) 537-74-11 e-mail: sales@intalev.com.ua
РоссияМосква тел: +7 (495) 223-27-93 e-mail: info@intalev.ru
РоссияНовосибирск тел: +7 (383) 203-53-95 e-mail: info@intalev-siberia.ru
КазахстанАлма-Ата тел: +7 (727) 311-07-96 e-mail: info@intalev.kz

+38 (044) 537-74-11

sales@intalev.com.ua

Система сбалансированных показателей ( ССП )

Автор(ы): Б. Старинский
Система сбалансированных показателей на украинской почве дает первые всходы. Об этом рассказывает Борис Старинский, генеральный директор компании «ИНТАЛЕВ»

В чем, по-вашему, главные преимущества Системы сбалансированных показателей?

У компании может быть блестящая стратегия, но если у нее нет инструментов ее реализации, то компания вряд ли будет иметь успех на рынке. Сбалансированная система показателей (ССП) как раз и является таким инструментом. Невозможно управлять результатом непосредственно, можно управлять деятельностью, процессами, людьми. Допустим, компания поставила себе грандиозные цели и разработала стратегию ее достижения. ССП позволяет пошагово, до самого нижнего уровня, до сотрудников расписать механизм достижения этих целей и УПРАВЛЯТЬ реализацией стратегии. Тот факт, что 80 % западных компаний из Fortune — 500 уже внедрили у себя ССП или находятся в процессе внедрения, говорит об очень многом. А ведь прошло менее 10 лет с момента формирования технологии ССП (первоначально, в 1990 году Нортоном и Капланом была разработана система оценки бизнеса с учетом не только финансовых показателей, но очень быстро эта технология трансформировалось в инструмент управления стратегией).

Насколько знаком украинский бизнес с этими технологиями?

Он сейчас как раз знакомится с этими технологиями. Украинские менеджеры получают информацию о ССП в основном из интернета. Некоторые компании уже начали внедрять Систему, но о каких-либо результатах пока рано. Первые результаты можно увидеть хотя бы через год после внедрения, — должен пройти сколь-нибудь значимый для стратегии период. Даже в России, где эти технологии развиваются немного динамичнее, большинство проектов пока перебывает на средней стадии реализации.

В каких отраслях наблюдается наибольший спрос на Систему?

Система сбалансированных показателей универсальна для любой отрасли. Но кое-где наблюдается определенная мода на ССП. В России одной из первых ССП начала внедрять компания "Северсталь", — там менеджмент, как и на Западе, тратит немалые средства обучение персонала и современные технологии управления. Соответственно, и наши "стали" — Запорожсталь, Азовасталь тоже проявляют интерес к этой технологии. В целом же ССП интересуется "продвинутый" менеджмент, который стремится к лидерству и заинтересован в повышении эффективности работы компании, в получении долгосрочных, стратегических преимуществ.

Сбалансированная система показателей дает компании ключ к управлению нематериальными активами, а стало быть, к успеху, — утверждает Борис Карабанов директор по консалтингу российской компании "ИНТАЛЕВ"

Видео по теме: Система сбалансированных показателей (ССП)


Подробно о внедрении стратегического управления и разработке системы сбалансированных показателей читайте на сайте компании и принимайте участие в открытых мероприятиях.

Управление нематериальными активами популярно на Западе. Приживется ли это у нас?

Приживется. Люди везде есть люди. Главное научиться их мотивировать, учитывая при этом менталитет того иного народа. Приведу пример. У нас в Белгородской области одна компания занималась торговлей продуктами питания. Нужно было расширять сырьевую базу, и менеджмент решил, что компании необходимы сельскохозяйственные активы. Приходят представители компании к крестьянам и говорят: "Хотите заработать?" А те им: "Нет". Вот как начать работу в таких условиях? Материальные активы есть: деньги, трактора, топливо. Тогда компания заказывает специальное исследование — разрабатывается анкета на полторы тысячи вопросов. Опросили около тысячи людей и наконец нашли инструменты, которыми можно мотивировать белгородских крестьян.

Каково место Системы сбалансированных показателей в управлении нематериальными активами?

Нематериальные активы невозможно учитывать как, скажем, станки или компьютеры. Для этого и существует Система — она позволяет установить причинно-следственные связи в достижении стратегических целей, создать инструменты реализации стратегии.

С чего же начать управление нематериальными активами?

С постановки цели и разработки стратегии. Без этих элементов нет смысла переходить к Системе сбалансированных показателей: разрабатывать карту и так далее. Карта — это не способ разработки стратегии, а способ ее реализации. Если начинать работу с создания карты, желаемого результат вряд ли можно достичь. Это как с программным обеспечением автоматизации производства: если оно не адаптировано к потребностям компании, внедряется по приказу высшего руководства и персонал не готов к работе с ним — эффекта не будет, деньги потрачены зря. Начинается отторжение продукта: мол, мы же говорили, что американские методики у нас не приживутся.

Карта ССП

Планировать на долгие годы в наших странах не очень принято: а вдруг ближайшие выборы все изменят, будет передел собственности...

Приведу пример. Компания BMW. Она начала свою деятельность еще при кайзере и специализировалась на моторах для самолетов. После поражения в первой мировой Германия не имела возможности развивать авиацию, и BMW стала делать двигатели для гражданских кораблей. Пришли к власти нацисты — компания стала производить двигатели для подводных лодок. После второй мировой они стали заниматься автомобилестроением. То есть компания сумела создать нематериальные активы, которые позволили ей выжить в таких тяжелых условиях. Люди, которые у нас сегодня отвергают планирование сегодня, не понимают, что именно нужно планировать. Они привыкли планировать на квартал: продать, скажем, какое-то количество товара. Но продажи на 70 лет вперед не запланируешь, однако можно построить бизнес так, чтобы компании было всегда, что продать.

Велик ли сейчас спрос на услуги по внедрению системы сбалансированных показателей?

Спрос растет постоянно. Особенно востребованы эти услуги среди компаний, занятых в ІТ-индустрии, телекоммуникациях, в банковской сфере — где необходимость управления нематериальными актвами наиболее актуальна. И в Украине тоже наблюдается спрос на такие услуги, просто здесь эти технологии еще менее известны. Технологии управления нематериальными активами внедряются там, где менеджмент мыслит по современному. Мы, например, сейчас работаем с одной ГРЭС в центральной России. Предприятие находится в госсобственности. По реформе РАО ЕЭС России, как генерирующее предприятие, станция будет выведены в рыночные условия. Сейчас ее мощности загружены наполовину, — руководство предприятия всерьез задумывается о том, как ГРЭС будет работать в новых условиях, потому и привлекли наших консультантов. Их пример заинтересовал многих коллег по отрасли. И чем дальше, тем услуги в области внедрения технологий управления нематериальными активами буду все больше актуальны. Сейчас наши страны готовятся к вступлению в ВТО и многим предприятиям, чтобы сохранить свои позиции на рынке, придется пересмотреть принципы ведения бизнеса.

Смотрите также

Комментарии

comments powered by Disqus