close button

Автоматизация МСФО для United Media Holding

«ИНТАЛЕВ» реализовал проект по автоматизации учета и отчетности по МСФО для United Media Holding. Автоматизация МСФО была выполнена на базе программно-методического комплекса «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент».

Причины выбора ИНТАЛЕВ для автоматизации учета и отчетности по МСФО

О компании

United Media Holding (UMH)

United Media Holding (UMH) - является активно растущей мультимедиа компанией в Восточной Европе, в портфеле более 50 медиа-брендов (интернет, радио и пресса), 43 офиса в странах СНГ, более 4 400 сотрудников. UMH - член WAN, FIPP, INMA и УАИПП.

United Media Holding – первая в Украине медиакомпания компания, разместившаяся на международной бирже и вошедшая в биржевой листинг. Публичность United Media Holding накладывает строгие обязательства по раскрытию инвесторам достоверной отчетности, сформированной по МСФО. United Media Holding заключила договор на проведение аудита финансовой отчетности за 2009 год с Deloitte, одной из компаний «большой четверки». Для оптимизации и автоматизации процесса составления отчетности по международным стандартам, которую впоследствии подтверждают аудиторы, необходим соответствующий программный продукт и опытная команда внедрения.

Командой внедрения были выбраны эксперты «ИНТАЛЕВ», продуктом для автоматизации МСФО – программно-методический комплекс «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент». Основными причинами выбора стали:

  • Успешный опыт «ИНТАЛЕВ» в реализации проектов по МСФО;
  • Комплексный подход «ИНТАЛЕВ» к внедрению (методология и автоматизация);
  • Лёгкость интеграции «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент» с продуктами на платформе 1С;
  • Визуальная настройка системы (что позволит разгрузить сотрудников департамента IT и привлечь к работе над проектом предметных специалистов);
  • Возможность создания и настройки единого плана счетов МСФО для всех компаний холдинга.

Рассмотрим предпосылки проекта и текущую картину ведения учета по МСФО на момент обращения в «ИНТАЛЕВ».

«United Media Holding» является одним из немногих клиентов, которые самостоятельно и успешно выполняют трансформацию отчетности по МСФО. Для формирования отчетов по МСФО использовался MS Excel. На первом этапе происходила трансформация данных бухгалтерского учета, после чего выполнялись корректировки и формировались отчеты по стандартам МСФО. Все операции проводились сотрудниками отдела аудита вручную. При этом следует понимать, что получаемая отчетность должна была отвечать всем требованиям по качеству ее составления, полноте и корректности отражения данных.

В существующей модели ведения учета по МСФО, существовал ряд недостатков:

  1. Не удовлетворяли сроки и периодичность формирования отчетности по МСФО:
    • отчетность формировалась один раз в год,
    • на подготовку отчетности уходило 3 месяца после закрытия периода в бухгалтерии.
  2. Ручной режим подготовки отчетности, трудоемкость консолидации огромного массива данных, и как следствие возникновение ошибок.
  3. Трудозатратность расшифровки итоговых данных по аналитикам.

Холдингу требовалась автоматизированная система учета и отчетности по МСФО, консолидирующая большие массивы данных, позволяющая ТОП-менеджменту оперативно получать данные и проводить их анализ, что и стало основной предпосылкой проекта по автоматизации учета и отчетности по МСФО на базе «ИНТАЛЕВ: Корпоративный Менеджмент».

Цели проекта автоматизации МСФО

  1. Разработать положения, закрепляющие ключевые принципы и правила ведения учета и формирования отчетности в соответствии с МСФО.
  2. Настроить механизмы загрузки данных в единую базу.
  3. Обеспечить получение отчетности по МСФО минимум 1 раз в квартал, не позднее 2-х месяцев после закрытия периода в бухгалтерском учете.

Корректность результатов подтверждалась компанией Deloitte в ходе аудита и подтверждения сформированной отчетности.

Переход из состояния «как есть» в состояние «как надо» сопровождался определенными рисками:

  1. В составе ГК «UMH» около 120 предприятий, бухгалтерские данные которых находятся в более чем 90 несвязанных информационных базах.
  2. Разные виды платформ 1С (7.7, 8.1, 8.2) и большое количество конфигураций: стандартные и доработанные решения для Украины и России.
  3. Ожидаемый объем информации за год составит примерно 12-14 млн. проводок.

Ход и особенности проекта автоматизации МСФО

Методология

Компания ранее самостоятельно составляла отчетность по МСФО, поэтому регламентировать процесс и описать правила учета было не сложно. За 1,5 месяца были разработаны и согласованы с аудиторами необходимые регламентные документы: Положение об учетной политике по МСФО, Положение о регистрах и аналитиках учета по МСФО, Положение об отчетности по МСФО, Положение о правилах трансформации и поправок по МСФО. Четко сформулированная и согласованная методология позволила значительно сократить риски при дальнейшей настройке системы.

Автоматизация МСФО

Программным продуктом для автоматизации был выбран «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент». Работы проводились в несколько этапов:

  1. Реализация разработанной архитектуры системы с помощью функционала программного продукта и настройка обмена данными между всеми информационными базами
  2. Настройка модели по МСФО
  3. Настройка механизмов трансформации и корректировок данных в отчетности по МСФО
  4. Запуск системы на данных 2010 года.

Данные из бухгалтерских баз Украины и России загружаются в центральную базу. Для упрощения передачи данных в центральную базу (напомним, что в компании используется более 90 разных конфигураций), в контуре «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы» в центральной базе были созданы два универсальных бухгалтерских плана счетов (для Украины и для России).

Оба плана счетов детализированы одинаковыми типами аналитик (контрагенты, номенклатура, основные средства и прочие), что существенно облегчило процесс консолидации информации по всем направлениям деятельности группы компаний.

Благодаря универсализации механизма выгрузки и обмена данными между базами (на основе проводок), проектной команде удалось за короткий срок в 2,5 месяца реализовать настройку системы и загрузить данные за 2010 год по всем 120 организациям. Выбранный способ обмена данными, позволил снизить риски затягивания сроков проекта и предотвратить проблемы обмена между большим количеством разных конфигураций. Далее данные двух «бухгалтерий» - Украины и России - дополнялись данными по нерезидентам и организациям, которые не ведут учет в информационных системах. После, происходит автоматическая ТРАНСЛЯЦИЯ бухгалтерских данных (отдельные правила для учета Украины и России) на единый план счетов МСФО. После получения трансформированных бухгалтерских данных на плане счетов МСФО они дополнялись корректирующими проводками. Отчетность по МСФО использует все аналитические разрезы учета по МСФО.

Стоит отметить, что все настройки меняются в центральном хранилище правил обмена одним человеком. Подключение новых и изменение старых конфигураций не вызывает каких либо проблем с обменом.

В центральной базе можно детализировать отчетность до каждой проводки, и документа. При желании можно быстро найти этот документ в исходной базе.

Особенности проекта автоматизации МСФО

Внутригрупповые остатки и обороты   

Для реализации исключения внутригрупповых оборотов и остатков в отчетности были настроены правила синхронизации справочников контрагентов и организаций, а также привязка внутренних контрагентов ГК к организациям ГК. Синхронизация по коду ЕДРПОУ/ИНН выполняется при обмене данными.

Для сверки данных настроены специализированные отчеты, в которых даже визуально мож-но увидеть несоответствия оборотов и остатков между компаниями ГК.

Также были настроены автоматические процедуры выделения НДС по внутригрупповым контрагентам.

Валютный учет

Одним из требований Заказчика, было получение консолидированной отчетности ГК по МСФО в любой из четырех валют: USD, Гривны, Рубли, Валюта операции.

Для реализации данной задачи, систему настроили так, что все операции в системе автоматически проводятся во всех четырех валютах (по курсу на дату проведения операции).

Расчет курсовых разниц проводится по всем аналитикам счетов, чтобы в отчетности иметь возможность анализировать данные по аналитикам во всех валютах.

Большие массивы данных

Итоговый объем загружаемых данных - 14 млн. бухгалтерских проводок + 2 млн. проводок трансформации, реклассификации и корректировок.

Такой объем данных потребовал дополнительные работы по оптимизации скорости работы базы (регламентные процедуры для базы, оптимизация скорости отчетности, оптимизация скорости регламентных процедур). Бюджет проекта, при этом остался тем же.

Результаты и эффекты проекта автоматизации МСФО

Результатом проекта стала уникальная, гибкая и достаточно быстродействующая автоматизированная система получения отчетности по МСФО. Также был разработан ряд согласованных Положений и документов, регламентирующих все аспекты учёта и отчётности по МСФО. Отчётность по МСФО формируется без использования расчётов в Excel. Весь процесс трансформации и поправок строго регламентирован и автоматизирован, что позволяет в кратчайшие сроки составлять отчетность отвечающую стандартам МСФО, а так же отслеживать исполнение процесса с помощью имеющихся в системе отчетов.

Отчетность 2010 года была составлена на базе новой системы «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент». Подтверждение отчетности выполнялось компанией Deloitte.

Эффекты, которые можно обозначить:

1. Оперативность
Главным эффектом является значительное сокращение сроков получения отчётности по МСФО. Реализована возможность получения данных по МСФО каждый квартал. Время составления отчетности после закрытия бухгалтерского периода уменьшено до 2 месяцев.

2. Повышение качества отчетности
Теперь все данные физически находятся в единой базе, реализована возможность расифровки любой цифры отчета по аналитикам. При желании можно получить исходный документ и проводку, на основании которых сформирован результат показателя отчетности.
Кроме этого, разные периоды в отчетности можно сопоставлять в одной базе.

3. Совершенствование процесса подготовки отчетности
Для разнородных систем бухгалтерского учета разработан типовой формат выгрузки, что позволяет менять и расширять систему, внося минимальные изменения в локальные учетные конфигурации предприятий России и Украины.

Автоматические процедуры исключают возможность потери части данных и уменьшают вероятность появления ошибок при трансформации.

При этом поддержкой, сопровождением и работой в системе в компании занимается всего 3 человека: два человека из отдела аудита и один специалист из отдела ИТ. Т.е. при всех плюсах системы, не потребовалось увеличение штата работников.

4. Упрощение проверки данных отчетности аудиторами
Все данные бухгалтерского учета, корректировок и реклассификаций по МСФО находятся в одной базе, что делает процесс проверки отчетности более быстрым. В центральной базе суще-ствует большое количество специализированных и универсальных отчетов. При желании можно настроить любой специфический отчет за короткое время, при этом не требуется запрос данных от предприятий.

Комментарий заказчика

...В настоящее время у многих компаний есть желание и необходимость составлять консолидированную отчетность по МСФО. Попытки найти универсальное решение делаются многими ИТ-компаниями на различных программных продуктах, успеха достигают очень немногие. В нашем случае, результат проекта был достигнут и, и хотя совершенству нет предела и есть некоторые вопросы, можно сказать, что автоматизация учета и отчетности по МСФО на базе ИНТАЛЕВ - хорошее решение для крупных компаний любой сложности и направлений бизнеса...

Начальник отдела аудита,
И. Мазыра

Отзыв по проекту в ГК "United Media Holding"

Смотреть все отзывы

Смотрите также:

Подпишитесь и получайте свежие новости и мероприятия