Украина: Киев РоссияКазахстан
UKR
Контакты
в регионах

Контакты в регионах

Свернуть
УкраинаКиев тел: +38 (044) 537-74-11 e-mail: sales@intalev.com.ua
РоссияМосква тел: +7 (495) 223-27-93 e-mail: info@intalev.ru
РоссияНовосибирск тел: +7 (383) 203-53-95 e-mail: info@intalev-siberia.ru
КазахстанАлма-Ата тел: +7 (727) 311-07-96 e-mail: info@intalev.kz

+38 (044) 537-74-11

sales@intalev.com.ua

Управление цепями поставок. IT-тренды

Автор(ы): Б. Старинский

Управление цепями поставок (англ. SCM, Supply chain management) становится все более прогрессивным и динамичным. Технологии ворвались в нашу жизнь и радикально меняют привычные для нас вещи. Отрасли бизнеса также ощущают на себе влияние инноваций, и, в свою очередь понимают, что лучший способ оставаться конкурентоспособными на рынке — следить за последними тенденциями и внедрять инновации в бизнес-процессы. В данной статье будут рассмотрены тренды, которые радикально изменят управление цепочкой поставок в ближайшее 5-10 лет.

Проанализировав десятку самых дорогих компаний мира, можем обнаружить среди них такие компании как Apple, Google, Microsoft, IBM и Facebook. Несмотря на то, что существуют огромные фармацевтические, транспортные и нефтегиганты, 50% самых дорогих компаний составляют ИТ-компании. Появляются решения как Booking, Uber, которые демонстрируют абсолютно другой подход к традиционному бизнесу, убирая посредников из цепочки и соединяя представителя услуг и конечного потребителя.

Происходит фундаментальное изменение человеческой эры: наступает новая эпоха, в которой IT-технологии играют огромную роль. Возникает вопрос: как при этом будет меняться цепочка поставок?

Рецепт будущих изменений состоит из двух компонентов: Методологическая концепция + Технологические тренды

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

Рассматривая методологию управления цепями поставок, обратимся к Теории Ограничений (подход к организации производственных процессов, разработанный в 1980-х годах Э.Голдраттом).

Теория Ограничений предлагает следующий алгоритм действий:

  • найти ограничение, которое ограничивает систему;
  • придумать как можно максимально использовать ограничение;
  • подчинить компанию п.2, управлять через ограничение;
  • расширить ограничение;
  • вернуться к п.1.

Каждая компания располагает ограниченными ресурсами и не может улучшать все одновременно, так как на оптимизацию абсолютно всех процессов ресурсов не хватит. Кроме того, компания может столкнуться еще с одной распространенной в бизнесе вещью — решать не ту проблему. Если бороться со следствием, а не с проблемой, можно потратить временные ресурсы, а в ответ получить демотивацию.

С точки зрения управления цепочкой поставок главная проблема, которая стоит перед системой— out-of-stocks и overstocks.

Нехватки товара (out-of-stocks) могут повлечь за собой упущенные продажи, неверную оценку SKU и поставщиков, снижение лояльности покупателей и даже потерю клиентов.

Overstocks производят еще больше проблем, но компании это менее осознают. Излишки товаров приводят к появлению замороженных средств, что в свою очередь, приводит к отсутствию возможности купить то, что нужно. Замороженные денежные средства выливаются в дополнительные проценты по кредитам. Избыточные запасы приводят к устареванию товаров и появлению возвратов, списаний, распродаж. Усилия фокусируются и растрачиваются на те товары, которые продаются плохо, и в то же время происходит снижение продаж остальных товаров.

Причины Out-of-stocks и Overstocks в цепи поставок

Часто для организации цепочки используется план (прогноз) продаж. Как показывает практика, составленные прогнозы не верны, не точны.

После того, как производитель произвел товары в соответствии с планом, у него появляется огромное желание продать этот товар, не ориентируясь при этом на спрос, поскольку ресурс был потрачен. Таким образом, в системе начинает работать push - выталкивание: производитель- дистрибьютор, дистрибьютор-ритейлер. И даже ситуация, когда ритейлер устраивает акции, является попыткой вытолкнуть дальше, приучая покупателя в порыве дешевой цены покупать больше своей потребности.

Туча запасов

Часто компании, желая иметь успешный бизнес, сталкиваются с дилеммой, ведь необходимо одновременно и наращивать продажи, и эффективно управлять затратами. Для роста продаж нужно иметь в наличии все, что хотят клиенты в необходимом для удовлетворения спроса объёме. А для того, чтобы быть эффективной и снижать затраты, компании нужно иметь минимальные запасы. Тут возникает «неувязка»: для достижения цели предприятию необходимо выполнять два противоречивых действия.

Для того, чтобы работать по алгоритму ТОС, нужно понять ограничения цепочки поставок:

  • Ограничение по входу (сырья), например, для с/х переработчиков;
  • Ограничение производственных мощностей (ритейл);
  • Ограничение рынка.

Даже если предприятие имеет ограничение мощности, то поработав по алгоритму ТОС, компания обычно переходит к ограничению «Рынок», которое для цепочек поставок является базовым.

Таким образом, компании должны понять, что им нужно максимально использовать ограничение «рынок». Ведь при такой ситуации ценен каждый клиент, а значит компании необходимо обеспечить высокий уровень наличия.

Чтобы минимизировать влияние прогноза, следует построить систему вытягивания, а не выталкивания. Колебание спроса в конкретной торговой точки максимально, ведь любые случайные колебания мгновенно отражаются на спросе. Однако, колебание на уровне регионального склада менее значительно, а колебание на уровне центрального склада страны – еще меньше, ведь там убрались случайности и остались только тренды. Для того, чтобы минимизировать запасы, следует переместить их туда, где колебания меньше всего — на центральный склад и минимизировать на точках.

Но для того, чтобы при этом не получить упущенные продажи, нужно спрессовать логистику по времени и сделать частые поставки, вплоть до ежедневных. Рассмотрим пример 7-Eleven — сети, которая работает по франчайзинговой схеме и на сегодняшний день насчитывает более 38 тысяч магазинов в мире. Стандарт по доставке продуктов питания в этой сети – 3 раза в день. Логистические затраты действительно высоки, но и рентабельность на порядок выше, чем среднеотраслевая. Это уживается с принципом ТОС – не надо оптимизировать куски системы, следует оптимизировать систему в целом.

Таким образом, для оптимального функционирования системы поставки необходимо ввести буферы для управления запасами по всей цепочке системы поставок и выстроить систему вытягивания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ В Supply chain management

В компьютерном мире еще действует закон Мура, который гласит: каждые 18 месяцев количество транзисторов на единицу площади удваивается. Это означает, что каждые 15 лет мощность компьютеров увеличивается в 1000 раз. Каждый год ИТ-компании вторгаются в различные сферы и меняют нетрадиционные для себя отрасли. Рассмотрим следующие технологические тренды, влияющие на Supply chain management:

  • Быстрый и доступный интернет
  • Облачные технологии
  • Big Data
  • Геолокация
  • Internet of Things
  • Роботизация
  • Искусственный интеллект
  • принтеры
  • Соцсети
  • Виртуальная реальность
  • Online Retail
  1. Быстрый и доступный интернет 3G, 4G, 5G

В битву за покрытие всего мира вступили такие гиганты как SpaceX, Facebook с Virgin, Google. К примеру, Google запустили аэростаты с крыльями из солнечных батарей, которые могут бесконечно долго висеть над дата-центром, раздавая 5G интернет. Таким образом, скоро люди получат возможность доступа к быстрому интернет-соединению в любой местности (на любом складе и в любом отдаленном городе).

  1. Облачные технологии

Облачные технологии – революционная среда для обработки и хранения информации в сфере ИТ и бизнеса. С использованием облачных технологий меняется и упрощается ведение бизнеса:

  • Не нужно покупать сервер, ПО, спецкомпьютеры, достаточно ноутбука / планшета или смартфона (BYOD).
  • Плата только за время пользования.
  • Обычно предполагается бесплатный тестовый период длительностью 1-2 месяца.
  • Приложения стандартизированы.
  • Приложения доступны всем пользователям.
  • Для поддержки практически не нужна ИТ-служба.
  • Доступ к приложению с любой точки мира через интернет.
  • Минимизированы первоначальные капиталовложения.

Вскоре приобретут широкое распространение облачные SaaS TMS, WMS, SCM системы.

  1. Социальные сети

Оказывают серьезное влияние на развитие общества и предлагают все больше возможностей для построения и развития взаимоотношений. Разные компании используют соцсети для внутрикорпоративной коммуникации. Кроме того, все больше развиваются корпоративные соцсети (Yammer, Google, Salesforce, Facebook).

Для SCM также появятся специализированные логистические соцсети, которые будут облегчать процессы поиска поставщиков и перевозчиков, сверку рейтингов, репутации, обсуждения совместных проектов.

  1. Big Data (Большие данные)

Важным прорывом в этой сфере будет анализ и упорядочивание огромного массива неструктурированной информации. Главная цель такого анализа данных — выявить скрытые закономерности, которые обычный человек не в состоянии понять.
Например, специализированная программа может провести анализ потребления молочных продуктов и погодных условий за 10 лет и вывести соответственные закономерности. Таким образом, управление SCM можно вскоре будет осуществлять с учетом экономических, политических социальных факторов, а также находить скрытые закономерности спроса.

  1. Геолокация

Разработка минобороны США, которая на сегодняшний день находится в открытом доступе. Точность геолокации со временем вырастет до сантиметров (в точном земледелии это уже реальность). Развитие GPS технологии отобразиться на следующих сферах:

  • автонавигация;
  • управление и контроль транспорта;
  • путешествия, туризм.

Все это позволит в скором времени осуществлять управление транспортом онлайн.

  1. Интернет Вещей (IoT)

Интернет вещей распространился на сферы здоровья, спорта, безопасности, системы умных домов и т.д. IoT – подразумевает, в первую очередь, возможность процессоров общаться и взаимодействовать между собой. К примеру, палета знает, что на нее погрузили и может общается об этом с автомобилем. Холодильник следит за сохранностью продукта и сам делает заказ на пополнение. Шина сигнализирует о том, что ее пора менять. Звучит фантастически? Реалии говорят о том, что чипы становятся дешевле, а также появляются уникальные технологии коммуникации.

  1. Роботизация

Бурное развитие роботизации результирует в появлении машин для автосборки, роботов-водителей, дронов, военных роботов. Для цепочки поставок данный тренд имеет свои последствия: робот-водитель не устает, не ошибается, не ворует, может в онлайне принимать сложные задания и тут же их выполнять.

В скором времени компании все больше будут использовать потенциал роботов. К примеру, компания Amazon уже заявила об использовании дронов для доставки конечному потребителю, а австралийский филиал Domino-Pizza создал робота – доставщика пиццы за один год. Уровень развития технологий таков, что даже непрофильные компании уже способны самостоятельно заниматься изобретениями для своих нужд.

  1. Искусственный интеллект

Компьютер обыграл человека в 1997 году, это был IBM Watson – суперкомпьютер, который умеет общаться на серьезном языке. Например, загрузив в компьютер данные историй болезни многих пациентов, ученые могут общаться с ним и спрашивать ответы. Таким образом, система будет выдавать более точные диагнозы.

Развиваются интеллектуальные ассистенты – приложения для помощи с покупками, которые могут общаться с людьми и предлагать решения их проблем (чат-боты). Данная тенденция станет катализатором развития электронной коммерции.

  1. 3D принтеры

На сегодняшний день развиваются семимильными темпами и печатают: игрушки, одежду, прототипы, мосты, дома, запчасти, медицинские протезы и органы.

Автоматическая постройка дома уже стала реальностью благодаря 3D бетонной печати. Перспектива 3D бетонной печати очень высока, ведь с помощью данной технологии можно выстроить метровую стену всего за 10-15 секунд.

Adidas разработала технологию 3D печати индивидуальных кроссовок— под индивидуальные потребности и пожелания каждого клиента.

В скором времени этот тренд радикально изменит логистику и SCM.

  1. Виртуальная и дополненная реальность

С помощью виртуальной реальности, у участников Цепочки Поставок появиться возможность:

  • Выбрать товар;
  • Общаться
  • Проверить выкладку товара;
  • Проинспектировать склад.
  1. Онлайн-ритейл

Е-коммерция и интернет-торговля набирают обороты развития. Amazon – один из первопроходцев, самая крупная за оборотом компания в мире, продающая товары через интернет. Электронная коммерция будет набирать обороты: рынок интернет-торговли в СНГ растет на 30-40% в год, рынок мировой интернет-торговли растет на 15-20% в год.

Проанализировав вместе взятые главные компоненты формулы будущих изменений для SCM (методологическую основу + технологическую), можем представить картинку будущего. Классическая цепочка: Сырье-Производство-Логистика-Ритейл-Конечный потребитель останется. Но под влиянием интернет-коммерции, цепочка может сократиться до следующего вида: Сырье-Производство-Интернет-Магазин-Конечный потребитель.

3D печать, например, в fashion-индустрии может радикально изменить цепочку поставок уже на этапе «Сырье». Все тренды повлияют на популяризацию интернет-коммерции, поэтому кирпичным ритейлерам следует занимать конкурентную позицию и придумывать новые способы удержания лояльных клиентов.

«Нужно бежать со всех ног, чтобы остаться на месте» - «Алиса в стране чудес» Л. Кэррол. За следующие 10 лет произойдет столько технологических инноваций и изменений, сколько за предыдущие 50. Успевайте за инновациями и всегда будьте в тренде!